В аналитической психотерапии существует такое понятие — жизненный сценарий (скрипт). Он является как бы планом, наброском будущей жизни, «записывается» в подсознании ребенка в возрасте от 3 до 8 лет и формируется под влиянием высказываний родителей об окружающих, о себе и о ребенке, а также их жизненного примера.
Именно в детстве определяется, будет ли человек впоследствии ощущать себя неудачником или победителем, будет ли он обладать бойцовскими качествами, сможет ли он доверять людям и заботиться о близких. Также определяется отношение к противоположному полу, основные направления будущей профессиональной деятельности и уровень жизненных притязаний.
Каждый из нас в соответствии со своим жизненным сценарием является победителем или неудачником. Победителю удается оптимальным образом использовать даже скромные «исходные данные». Неудачник же умудряется потерпеть крах, даже имея очень богатый личностный потенциал.
Очень важно понимать, что сценарий жизни не наследуется генетически — так передаются лишь образцы поведения, которые можно изменить. Но поскольку реализация жизненной программы происходит на подсознательном уровне, сам человек, независимо от его способностей и интеллекта, редко способен разобраться в собственном сценарии без квалифицированной посторонней помощи.
Такую помощь оказывает психотерапевт. Используя специальные методики, он выявляет скрытые побудительные мотивы поступков человека, которые сам пациент не в состоянии осознать и которые уходят корнями в его детство, в усвоенные тогда образцы поведения родителей.
Иногда человек, отвергая родительские образцы поведения, стремится стать полной противоположностью своего отца/матери. Так, например, сын алкоголика сознательно отказывается от спиртного.
Однако «повернуть» сценарий на 180 градусов — не означает освободиться от него. Человек четко знает, как не надо поступать, однако ему неизвестно, что нужно делать, потому что в его ближайшем окружении отсутствовали соответствующие образцы. И тогда вместо родительских проблем у него возникают свои собственные, которые при анализе оказываются зеркальным отражением проблем родителей. Продолжая пример: у непьющего сына недостаток самоконтроля у отца-алкоголика оборачивается чрезмерным самоконтролем и неспособностью расслабиться, что тоже создает психологические проблемы.
Каким бы ни был сценарий жизни, «плохим» или «хорошим», он создает препятствия для полной самореализации человека, его потенциала. Для осознания своего жизненного сценария необходима помощь психотерапевта, причем в результате совместной работы «записанную в детстве программу» можно будет частично изменить или даже избавиться от нее. Ведь сценарий, в сущности, — это черновик судьбы, и хотя он формируется в детском возрасте, по ходу жизни его можно неоднократно изменять и дополнять.
В подростковом периоде в сценарий вносятся коррективы под влиянием взаимоотношений человека с близкими, с противоположным полом и социальным окружением (школа, друзья).
Именно потому, что у сценария динамично меняющееся содержание, его можно сознательно корректировать. Однако изменить свой свою жизненную программу может только сам носитель этого сценария. И для этого он должен полностью его осознать, что практически невозможно без помощи врача-психотерапевта.
Если вы не удовлетворены своей жизнью, если вы хотите ее изменить, нужно начать с себя и своего жизненного сценария. Обратитесь к психотерапевту, и перед вами откроются такие жизненные перспективы, о которых вы и не подозревали.