Подростковый, или как его иначе называют, переходный возраст, в большинстве случаев сопровождается различными проблемами. Еще вчера — маленький, послушный и понятный, а сегодня — замкнутый, сложный, ершистый, грубый.
Особенности подростковой психологии
Процесс перехода из детства во взрослый мир — это тяжелая психическая работа. Ломаются детские стереотипы и ценности. Вчерашние дети уже поняли, что взрослые, которых они наделяли чуть не сверхъестественными способностями — не идеальны, но они еще не научились эту неидеальность принимать и прощать, даже у самых близких.
Подростки требуют, чтобы взрослые обращались с ними на равных, отвергают контроль и любую помощь, не терпят нравоучений, но не готовы брать ответственность за свое поведение и свои поступки.
Их тело может их удивлять и пугать, они и рады своему взрослению, и боятся его. Они чрезмерно озабочены своей внешностью и тем впечатлением, которое производят на окружающих, и при этом могут быть до безобразия неряшливы.
Подростки самонадеянны и безапелляционны и при этом ужасно ранимы. Они смешно, до карикатурности, подражают своим кумирам, и при этом претендуют на оригинальность.
Они то учатся запоем, то мечтают, забросив учебники, то курят и гогочут в подворотне, распугивая припозднившись прохожих.
Просто они ищут себя и свое место в этом мире, а еще — им, как воздух, нужно тепло и помощь близких людей.
Особенности подростковой психотерапии
При лечении подростков психотерапевт может использовать различные методы, в зависимости от проблемы, которую необходимо решить. Но для коррекции поведения лучше всего использовать рациональную и семейную психотерапию.
Очень важно, чтобы подросток почувствовал доверие. Идя на прием к психологу, растущий человек должен осознавать, что пройти курс лечения — это его добровольное решение, и если он захочет, он в любой момент может отказаться от визитов.
В ходе индивидуальной терапии подросток обучается понимать и адекватно воспринимать себя и других. В некоторых случаях, психотерапевт ненавязчиво подводит его к «правильному ответу», чтобы у подростка создавалась впечатление, что решение о перестройке собственных взглядов он принял самостоятельно. Если же степень доверия между пациентом и врачом высока, то можно давать прямые рекомендации и советы.
Огромное значение имеет и семейная психотерапия в рамках работы с подростками. Понять истоки семейных проблем, которые беспокоя растущего человека, можно лишь пообщавшись со всеми членами семьи, выслушав все мнения и ознакомившись со всеми взглядами на конфликт.
Что касается групповой психотерапии, то, несмотря на то, что для подростков очень важно общение со сверстниками, направить работу подростковой группы в нужное русло чрезвычайно сложно. Нередко возникают непредвиденные ситуации, когда кто-то из членов группы оказывается изгоем, подвергается высмеиванию, и в результате получает еще одну психологическую травму там, где должен был бы получить поддержку и помощь.
Работа с подростками требует от психотерапевта глубокого понимания психологии этого возраста. Врач должен обладать тактом и деликатностью, но при необходимости быть авторитарным и убедительным. Единственное, что неприемлемо в подростковой терапии — это позиция нейтрального специалиста. Подросткам требуется понимание, эмоциональная вовлеченность в их проблемы, а нейтральность психотерапевта воспринимается ими, как равнодушие.