Спортивная психотерапия

А.В. Алексеев, канд.пед.наук, А.М. Гонопольский, канд.мед.наук.

Психологическая подготовка спортсмена

В настоящее время мировой спортивный опыт показывает, что кроме хорошей физической подготовки, индивидуального спортивного мастерства для максимального использования морально-волевого потенциала в достижении высоких спортивных результатов существенную роль играет психологический фактор. Причем это касается разных периодов подготовительного этапа тренировочного процесса, самих спортивных соревнований самого разного уровня.

Известный психотерапевт Алексеев А.В., занимающийся на протяжении более 40 лет психологической подготовкой спортсменов, создавший уникальные методики, которые не имеют аналогов в мировой практике, отмечает, что «...если спортсмен обладает качественной и стабильной спортивной техникой, у него значительно повышается чувство уверенности в своих силах, в своих соревновательных возможностях». А чувство уверенности, которое можно отнести к психологической составляющей, — одно из самых значимых качеств, определяющих успех в любом деле, в том числе и в таком трудном, как современный спорт высших достижений.

Следовательно, целенаправленная, научно обоснованная методика работы с психикой спортсмена по эффективному использованию ее резервов для оптимизации профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях является важнейшей составной частью в очень сложном процессе, который правильно называть не психологической, а психической подготовкой к соревнованиям (Алексеев А.В.).

 

Без хорошей спортивной техники и без чувства высокой уверенности, порождаемого ею, просто не приходится рассчитывать на успех в соревновательной борьбе.

С нашей точки зрения вся подготовка спортсмена может быть условно разделена на 2 этапа:

1. Этап:

Патент - Способ психотерапевтической подготовки спортсменовА. Коррекция личностных (индивидуально-психологических) особенностей как конкретного спортсмена (в одиночных видах спорта), так и членов команды (в командных видах спорта) при индивидуальном психотерапевтическом подходе.

Б. Оздоровление психологического климата микросоциального окружения (внутрисемейного, ближайшего окружения, коллектива).

В. Гармонизация межперсональных взаимоотношений спортсменов, тренерского состава, с учетом специфики как индивидуальных, так и командных видов спорта.

Необходимость и высокую эффективность работы специалиста-психотерапевта (особенно из разряда тех, кто ранее занимался большим спортом и не понаслышке знает, что такое спорт во всех его проявлениях, в том числе и его психологические проблемы) подтверждают данные собственной работы в этом качестве.

Для примера хочется привести выдержки из отчета психотерапевта команды Президенту Федерации водного поло России после работы со спортсменками и а нализа полученных результатов в работе со сборной командой России по водному поло (женщины) во время учебно-тренировочного сбора и последующего международного предолимпийского турнира в г. Кириши (11-21.05. 2004).

«...22 из 26 спортсменок охотно и с интересом принимали участие в индивидуальной работе, которая включала в себя психотерапевтическое, психологическое консультирование, с использованием современных высокоэффективных психоаналитических методик, в том числе «психотехнологии личностной эффективности» (С.В.Ковалев, 2004), экспериментально-психологического обследования с обсуждением полученных результатов. Спортсменов интересовали вопросы, касающиеся психологической составляющей в процессе подготовки к различного рода соревнований. Например, как добиваться более высоких спортивных достижений, результативности, безошибочности действий в игре; как бороться с некоторыми состояниями, типа, «предстартовая лихорадка» или, с так называемой, «мышечной скованностью» во время передачи мяча или перед броском по воротам и др.

По мнению ряда спортсменок индивидуальная психотерапевтическая помощь позволила уменьшить «нервозность», напряженность общего состояния.

Однократное непродолжительное (30 мин.) консультирование одной из ведущих спортсменок сборной России по просьбе ст. тренера, врача команды и врача-стоматолога базы отдыха «Мечта», где проходили сборы, позволили улучшить хроническое (около 10 лет) невротическое состояние страха перед стоматологическими манипуляциями и начать лечение у стоматолога. (Следует подчеркнуть, что эта спортсменка через 3 месяца на Олимпийских играх в Афинах показала прекрасные спортивные результаты и команда женской сборной России по водному поло завоевала бронзовые награды).

Психологическое консультирование ряда спортсменок позволили улучшить межперсональные взаимоотношения в микрогруппе (2 чел.) с последующим повышением настроения в процессе тренировок, что сказалось, в том числе, и на результативности в игровых моментах.

По просьбе тренерского состава проводилась эффективная психотерапевтическая помощь в послематчевых эмоционально-стрессовых состояниях.

Психологическое консультирование и коррекция мотивационных установок позволили улучшить психологическое состояние ведущей спортсменки и, вероятно, сократить впоследствии материальные затраты для решения семейной психогенно-травмирующей ситуации.

Ряд ведущих спортсменок, в том числе капитан сборной команды высказывали мнение о необходимости постоянной работы специалиста-психотерапевта в команде для решения вопросов психологического и психотерапевтического характера (в т.ч. коррекции индивидуально-психологических особенностей), психологической релаксации и т.д. Этими спортсменками отмечались эффективность работы психотерапевта с последующими результативными действиями игроков во время игры.

Индивидуальная работа со спортсменками по просьбе ст. тренера позволила уточнить понимание их мотивационных установок , что привело к улучшению межперсональных взаимоотношений между ними и тренером, и в конечном счете, сказалось на результативности командной борьбы (2-е место на предолимпийском турнире, в котором участвовали лучшие команды, с кем предстояло бороться на Олимпиаде в Афинах).

Коррекция неточного понимания тренерского состава индивидуально-психологических особенностей спортсменок позволила улучшить психологическую атмосферу эмоциональной напряженности в коллективе, что также сказалось на результативности игры в целом.

Подобный опыт работы с использованием современных психологических и психотерапевтических методик, которые позволяют улучшать спортивное мастерство как каждого спортсмена в отдельности, так и коллектива в целом, учитывать индивидуально-психологические особенности, эмоционально-волевые и мотивационные установки спортсмена, может прогнозировать действия спортсменов в различных ситуациях, в том числе и в соревнованиях самого высокого уровня...«. Другой пример работы с командой «Уралочка» г. Златоуст — многократного чемпиона и призера первенства России по водному поло (женщины) позволил получить более отдаленные результаты. В июне 2005 г . (5 дней) проводилась подобного рода работа в коллективе. И что особенно приятно, в сентябре 2006 г . на первенстве Европы в г. Будапешт, куда вошли спортсменки из команды «Уралочка», составившими костяк основного состава, сборная России стала Чемпионом Европы. И именно с этими спортсменками в 2005 г . в г. Златоуст приходилось работать в качестве спортивного психотерапевта.

Все это свидетельствует о важности и перспективности подобного рода работы. Ведь в достижении спортивных побед использование таких составляющих как отличная физическая форма, техническое мастерство, не последнее место занимает серьезная работа над психологическим компонентом, другими словами психическим состоянием спортсмена, который мечтает достичь высоких спортивных результатов.

2. Этап:

Сформировавшаяся концепция получила название — «оптимальное боевое состояние» (ОБС) — Алексеев А.В. (1968). Чтобы спортсмены могли самостоятельно обретать свое оптимальное боевое состояние, оно подразделяется на три основные части, три составных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.

Записаться на прием Вы можете через online форму, а также задать интересующий Вас вопрос.