Аристократизм может быть не только врожденным, но и приобретенным. В современной России за последние десятилетия появилось немало семей с огромными финансовыми возможностями, которые стремятся дать своим детям аристократическое воспитание.
Однако воспитать аристократа в первом поколении — очень непростая задача, даже если он будет расти в роскошном особняке с няньками и гувернантками, учиться в престижной школе, знать несколько языков и правила этикета.
Аристократизм должен войти в плоть и кровь ребенка, и потому родителям, которые родом из советского детства, придется тщательно контролировать свое поведение. Настоящий аристократ должен быть сдержанным, обладать чувством собственного достоинства, но при этом корректно обращаться с окружающими независимо от их положения в общественной иерархии.
Подлинный аристократизм заключается не в привилегиях, данных в силу рождения, и не в привычке к изнеженности (как тут не вспомнить «Принцессу на горошине»!), а в осознании своей ответственности в силу высокого общественного положения. И этому способствует высокая самооценка, самоуважение и внутреннее достоинство.
Но как воспитать все эти качества в ребенке, который пока не понимает таких достаточно сложных «взрослых» категорий, а живет в богатом доме, где все его потребности моментально удовлетворяются целым штатом прислуги и он практически ни в чем не знает отказа?
Лучшим примером подлинно аристократического поведения будут не гувернантки и воспитатели с изысканными манерами, а родители ребенка. Если ребенок видит, как мать кричит на горничную или повариху, а отец распекает водителя или охранников в нецензурных выражениях, то о каком аристократизме может идти речь? Родители, естественно, не получили того воспитания, которое они стремятся обеспечить своему чаду, но ведь аристократизм бывает и внутренним, и он не зависит от общественного положения.
Недостаток любви — вот наиболее частый диагноз, который можно поставить детям из семей, претендующих на аристократизм. Родители, занятые бизнесом и светской жизнью, полагают, что если ребенок завален игрушками и задарен подарками, то у него безоблачное счастливое детство. Однако какими бы «взрослыми» ни казались рассуждения и поступки ребенка, по сути своей он чрезвычайно уязвим и психологически незащищен. У таких детей нередко возникает чувство одиночества, заброшенности, неудовлетворенной потребности в любви.
Когда ребенку недостает родительского внимания, он часто вырастает озлобленным, недоброжелательным, черствым к переживаниям других людей и неуживчивым в коллективе.
Если родители, несмотря на свою занятость, все же находят время для общения с ребенком, чтобы выслушать его и обсудить проблемы, которые его волнуют, то ребенок будет чувствовать, что он любим, что он представляет ценность для своих родителей, а это неизбежно повысит его самооценку.
В то же время подобные беседы не должны превращаться в строгий родительский монолог, подавляющий волю и чувства ребенка. У чувствительных детей следствием могут стать депрессия, неврозы, страхи, ощущение собственной неполноценности.
Не менее травматична для ребенка и такая позиция родителей: «Мы дали тебе всё, но ты должен доказать, что заслуживаешь этого». Для ребенка это означает отторжение, унижение и свидетельство безразличия, у него же в ответ формируется чувство вины, неполноценности и ненужности.
Помните: маленький человек, в первую очередь берет пример с вас. И если он будет расти в атмосфере любви и уважения, достоинства и ответственности, ему будет проще «выстроить» внутреннюю позицию, которая обеспечит ему не только общественное признание, но и подлинный душевный комфорт «в роли» аристократа.